Главная страница

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. А. А. Брудный выделяет четыре основные функции общения


НазваниеА. А. Брудный выделяет четыре основные функции общения
АнкорКУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.doc
Дата14.09.2018
Размер48 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.doc
ТипДокументы
#20048
Каталогid11796792

С этим файлом связано 15 файл(ов). Среди них: 3 курс риторика ЖАНРЫ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.doc, Введение. Язык. Речь. Культура..docx, 2 курс вопросы к зачету.doc, вопросы к зачету, факультет иностранных языков....docx, 3 курс риторика КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ по уч-ку Иппо....doc, Введение. Язык. Речь. Культура. в доке.doc, 1 курс Вопросы к зачету педагогическая риторика....doc, материалы к зачету фак-т ин.яз..docx, 3 курс риторика ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ по уч....doc, КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.doc и ещё 5 файл(а).
Показать все связанные файлы

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
1.                Что такое общение?
Общение
- это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи.
А.А. Брудный выделяет четыре основные функции общения:
1.                Инструментальную, т.е. общение как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности (например ремонта машины или уборки).
2.                Синдикатную (объединения), когда общение предполагает создание единства вступивших в него участников.
3.                Функцию самовыражения, которая по своей сущности ориентированна на взаимопонимание, на контакт.
4.                Трансляционную – передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ (например, обучение).
Общение – это и одно из основных условий существования культуры.
Цели общения:
1.                цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов.
2.                цель общения заключена в нем самом.
3.                цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения.
4.                целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнера.
Общение и коммуникация.
Коммуникация
– это информационная связь субъекта с тем или иным объектом.
Коммуникацией называют и пути сообщения (например, водная коммуникация), и формы связи (телеграф, радио, телефон), и общение, связь между людьми для передачи и получения информации, и массовую коммуникацию – процесс сообщения технических средств – средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) численно большим рассредоточенным аудиториям.
Общение – взаимные отношения, деловая или дружественная связь.
Коммуникация и общение отличаются и преимущественной формой речевой активности участников процесса: монологом – в коммуникации и диалогом – в общении.
Итак, культура общения как обязательный элемент общей культуры человека - это культура взаимодействия между людьми.
2.                Виды и формы общения.
Фатическое
– неинформативное общение.
Для информативного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. Фатическое (неинформативное) общение нацелено на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении.
Вербальноеневербальное общение.
Вербальное и невербальное общение чаще всего сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение – это общение словесное. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит:
· в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, и т.п.
· в письменной - расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики и т.д.
Устное – письменное общение.
Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной и письменной.
Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:
1.                особенностями ситуаций устного и письменного общения.
2.                особенностями, определяемыми формой речи.
Монологическоедиалогическое общение.
Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, - монолог и диалог.
Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог – это речь одного человека , не предполагающая обмена репликами с другими лицами.
Считается, что диалог – это более древняя, природная форма речи, а монолог – продукт культуры.
Монологическое и диалогическое общение как особые виды выделяются потому, что каждая из этих разновидностей имеет свои особенности, которые определяют их возможности и преимущества в достижении тех или иных целей.
Контактное – дистантное общение.
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг с другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. При этом общении ситуация позволяет партнерам использовать в речи не описания, а указания на предметы, действия и явления, в результате чего понимание достигается гораздо проще.
Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги, разговор по телефону, диалог в Интернете, обмен записками. При дистантном общении существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность ответной реакции. Однако в ситуациях, в которых непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно оно.
Опосредованное – непосредственное общение.

Эти виды общения тесно связаны с контактным и дистантным, поскольку, как правило, контактное общение, не требующее дополнительных средств для его осуществления, - это общение непосредственное. А общение на расстоянии или тогда, когда между «репликами» партнеров проходит некоторое время, является опосредованным.
Межличностное – публичное – массовое общение
Эти виды общения выделяются в зависимости от того, сколько партнеров общаются.
Если в общении принимают участие двое (один+один), то это общение межличностное.
Если общаются несколько человек (один+много), то его особенности зависят от того, сколько всего человек вступают во взаимодействие и какова ситуация общения в целом. Это могут быть и трое-четверо друзей в неформальной обстановке – тогда их общение близко к межличностному, а может быть и человек 20-50, и в этом случае оно становится публичным даже в неофициальной обстановке. Групповое общение характеризуется тем, что в нем еще возможен диалог, но уже необходим лидер, регулирующий это общение. Публичное общение обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели.
Официальное – неофициальное общение
Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.
Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений, т.е. там, где возможно исполнение человеком той или иной должности (начальника, подчиненного, коллеги, представителя власти и т.д.). Неофициальное, т.е. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.
Свободное – стереотипное общение
Стереотипный вид общения используется, прежде всего, тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, т.е. о типовом поведении в типовых ситуациях. Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают рекомендации речевого этикета. Он включает определенные правила поведения и готовые словесные выражения (формы приветствия, извинения, просьбы, соболезнования, поздравления и т.д.), а также ответные речевые клише для речевого поведения, соответствующего каждой типовой ситуации.
4. Как добиться оптимального общения
Речь представляет собой одновременно форму индивидуального поведения и форму общечеловеческой культуры. Кроме того, умение общаться зависит и от того, насколько человек умеет преодолевать барьеры общения. Барьеры общения можно разделить на: внутренние и внешние.
Внутренние барьеры, которые могут возникнуть у одного из участников общения или у нескольких, - это чувства, мысли или состояния, при которых общение затрудняется. Барьером такого рода может быть усталость или плохое самочувствие, страх общения вообще или с данным партнером. Но бывают внутренние барьеры этического характера, когда «примитивные межличностные реакции» препятствуют полноценному общению. Это, прежде всего амбиции, сомодовольство, зависть, злорадство, агрессия, безразличие.
Барьеры общения внешнего плана носят, скорее, коммуникативный характер. Это могут быть препятствия, связанные с отсутствием самого контакта (зрительного или звукового), отсутствием внимания и т.д. барьеры могут быть вызваны и характером общения: его однообразием, монотонностью, отсутствием нового, бессодержательностью или невозможностью удовлетворять в плане содержания из-за некомпетентности, лжи, отсутствия необходимых знаний как у говорящего, так и у слушающего.
Взаимодействие на разных уровнях может существенно отличаться как по целям, так и по характеру. Существуют три уровня общения (по В.П.Третьяковой и Ю.С.Крижанской):
1.                Ритуальный – это уровень коммуникации, реализующий отношения «объект-объект», когда индивидуальность коммуникантами не проявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей» или на уровне взаимодействия «масок».
2.                Манипулятивный уровень общения предполагает взаимодействие, основанное на «субъект-объектных» отношениях: один партнер рассматривает другого как средство или как помеху для достижения своей цели.
3.                Дружеский. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большой долей фактического общения, поскольку главное в таком общении – понимание и принятие человека как личности.
Оптимальное общение – это такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого.
 Как добиться оптимального общения?
1. Повышать свою собственную культуру, стремиться к тому, чтобыбыть высококультурным человеком. А это значит – сочетать в себе внешнюю и внутреннюю культуру. Культурный человек – это человек, сознательно идущий на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.
2. Учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать его внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.
Для этого человечество выработало нормы общения и нормы речи, которые и помогают сделать общение оптимальным.
·  Этические нормы – нормы, относящиеся к мотивам речи, к области культуры общения, - это доброжелательность, приятие партнеров по общению, соблюдение всех законов нравственности. Это нормы можно условно отнести к нормам стратегического уровня – взаимоотношений с миром в целом и конкретным человеком в частности.
·  Коммуникативные нормы – нормы, которые сопутствуют всей ситуации общения во всех его фазах. Это нормы, связанные с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Это нормы, соединяющие в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование общения – к тактике.
·  Речевые нормы – это средства реализации и этических, и коммуникативных норм с помощью целенаправленного использования средств языка.
перейти в каталог файлов
связь с админом