Главная страница

Человекчеловек как результат биологической и социальной эволюции Человек как результат


Скачать 262.37 Kb.
НазваниеЧеловекчеловек как результат биологической и социальной эволюции Человек как результат
Анкорkurs_chelovek.pdf
Дата12.06.2018
Размер262.37 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаkurs_chelovek.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#16612
Каталогya.arara

С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: Klassifikatsia_nasekomykh.pdf, dukhovnaya_zhizn.pdf, Klass_zemnovodnye_ili_amfibii.pdf, kurs_chelovek.pdf, chelovek_konspekt.pdf, Klass_ptitsy.pdf, Klass_presmykayuschiesya_ili_reptilii.pdf, Klass_nasekomye.pdf, Rol_knig_v_zhizni_cheloveka.pdf, rol_iskusstva_i_literatury.pdf.
Показать все связанные файлы

Раздел 1
ЧЕЛОВЕК
Человек как результат биологической и социальной эволюции

Человек как результат
биологической и социальной
эволюции

Антропогенез –
теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития
( Антропо
- человек, генезис –
происхождение)

Теории происхождения человека
Религиозная теория
Теория палеовизита
Естественно
- научные ( материалистические)
теории
Ч.Дарвин
( 1809-1882)- английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории
Ф.Энгельс
Божественное происхождение человека. Душа

источник человеческого в человеке.
Человек –
создание неземное, его оставили пришельцы из космоса.
Человек имеет естественное( природное) происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими
Главная причина появления –
труд.
Труд сформировал сознание человека, язык, творческие способности

Человек –
биосоциальное существо
Человек –
биосоциальное существо
Биологическое существо
( проявляется в его анатомии,
Физиологии)
Социальное
Существо
( связан с обществом
- способность и готовность к общественно
- полезному труду)
+ сознание + разум

Подходы к сущности человека
Бологизаторский подход
Социологизаторский подход
Акцентирует лишь эволюционно
- биологические предпосылки человеческой природы
Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов.

Основные отличия человека от
животного
1.Человек обладает мышлением и членораздельной речью
2.Человек способен к сознательной целенаправленной деятельности
Он моделирует свое поведение и может играть разные социальные роли.
Он обладает способностью предвидеть последствия своих действий
Он выражает ценностное отношение к действительности.
А у животного –
инстинкт!!!
3.Человек преобразует окружающую действительность, создает духовные и материальные блага и ценности. Творит « вторую природу»
- культуру.
А животные –
приспосабливаются!!!
4.Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Животные этого делать не умеют!!!
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность, поэтому он должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности.

ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК
Существо уникальное
( открытое, неповторимое)
Существо
Универсальное
( способное к любому виду деятельности)
Существо целостное
( физическое + психическое+
духовное)

Бытие человека

Бытие –
философская категория, обозначающая существование, реальность.

Бытие человека
Формы бытия
Бытие процессов природы, вещей, произведенных человеком
( естественная,
« вторая природа»)
Бытие человека
Бытие духовное:
внутренний
( духовный) мир самого человека, его сознание, плоды духовной деятельности
Социальное бытие: бытие человека в природе, истории, обществе
Индивидуальный аспект
( жизнь от рождения до смерти)
Личностный аспект
( включенность в культуру)

Потребности и интересы человека

Потребность –
это нужна в чем
- либо, что составляет необходимое условие его существования.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей
Виды потребностей
Биологические
( органические, материальные)
Социальные
Духовные
( идеальные, познавательные)
Пища, одежда, жилище и пр
Общение, деятельность, работа
Знания,
творческая деятельность

Классификация потребностей А.
Маслоу ( американского психолога)
Базовые потребности
Первичные
( врожденные)
Вторичные
( приобретенные)
Физиологические
(пища, дыхание, отдых и пр)
Экзистенциональные
(в безопасности существования)
Социальные
( в общении)
Престижные
( в признании)
Духовные
( в самовыражении)

Разумные потребности –
это потребности, которые
помогают развитию в человеке его подлинно
человеческих качеств: стремление к истине, красоте,
знаниям, желание приносить людям добро

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес –
целенаправленное отношение человека к какому
- либо объекту его потребности.

Классификация интересов
ИНТЕРЕСЫ
По их носителю
По направленности
Индивидуальные
Групповые
Всего общества
Экономические
Социальные
Политические
Духовные

Интерес и склонность
Понятие « интерес»
Понятие « склонность»
Выражает направленность на определенный предмет
Выражает направленность на определенную деятельность

Деятельность человека, ее
основные формы

Деятельность –
способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

Деятельность человека
Деятельность человека
Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к искусственной среде существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни
Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.
Целеполагание в деятельности
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию ( раскрывать причинно
- следственные связи, предвидеть результаты, продумывать способы достижения)
Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека
Воздействие на среду осуществляется органами тела, данными природой.
Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств.
Продуктивный, творческий, созидательный характер
Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

Основные компоненты
деятельности
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности –
тот, кто осуществляет деятельность
( человек, коллектив, общество)
Объект деятельности –
это то, на что направлена деятельность ( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотив
Цель
Методы и средства
Процесс
Результат

Основные компоненты
деятельности

Мотив –
совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности

В качестве мотива могут выступать:
-
Потребности
-
Социальные установки
-
Убеждения
-
Интересы
-
Влечения и эмоции
-
Идеалы

Деятельность

Цель деятельности
- это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Деятельность состоит из цепи действий.

Действие –
это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды действий
Вид
Его сущность
Целенаправленное действие
Рационально поставленная и продуманная цель
Ценностно
- рациональное действие
Осознанное определение своей направленности. Смысл не в достижении цели,а в том, что индивид следует свои убеждениям о долге, достоинстве, красоте и пр.
Аффективное ( аффект –
душевное волнение)
Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Действие под влиянием аффекта.
Традиционное
Основано на длительной привычке.
Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки

Виды деятельности человека

Игра

Общение

Учение

Труд

Игра –
особый вид деятельности, целью которого не
является производство какого
-
нибудь материального
продукта, а сам процесс
-
развлечение, отдых

Характерные черты игры:
1)
Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
2)
В ее процессе используются замещающие предметы
3)
Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
4)
Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками

Общение –
вид деятельности, при котором происходит
обмен идеями и эмоциями. Этот обмен представляет
собой коммуникацию ( материальную и духовную)
Структура общения
Субъект ( инициатор общения)
Цель –
то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание –
информация, которая
передается в межличностных контактах от
одного к другому
Средства ( способы передачи информации)
Получатель информации

Классификации общения
Общение
По используемым
средствам
общения
По субъектам общения
Непосредственное
Опосредованное
Прямое
Косвенное

Общение
ОБЩЕНИЕ
По используемым средствам общения
По субъектам
общения
Между реальными
субъектами
Между реальным
субъектом и
иллюзорным
партнером
Между реальным
субъектом и
воображаемым
партнером
Между
воображаемыми
партнерами –
художественными
образами
произведений

Общение. Функции общения.
Наименование функции
Ее содержание
Социализация
Формирование и развитие
межличностных отношений в
качестве условия становления
человека как личности
Познавательная
Познание людьми друг друга
Психологическая
Осуществление определенного
воздействия на психическое
состояние человека
Отождествления (
противопоставления)
Выражение причастности
человека группе: « Я –
свой»
или « Я –
чужой»
Организационная
Организация совместной
деятельности людей

Учение –
это вид деятельности, целью которого
является приобретение человеком знаний,
умений, навыков.
Учение
Организованное
Неорганизованное
Осуществляется в ОУ
Осуществляется в других видах
деятельности как
их побочный, дополнительный
результат

ТРУД –
это вид деятельности,
которая направлена на достижение
практически полезного результата
Характерные черты труда:
1.Целесообразность
2.Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
3.Наличие мастерства, умений, знаний
4.Практическая полезность
5.Наличие результата
6.Развитие личности
7.Преобразование внешней среды обитания человека

Основные классификации
деятельности
1.По объектам и результатам
( продуктам) деятельности –
создание материальных благ или культурных ценностей.
Деятельность материальная (
практическая) и духовная
2.
По субъекту деятельности:
индивидуальная и коллективная

Основные классификации
деятельности
3. По соответствию правовым нормам
: законная и незаконная
4.По характеру
самой деятельности:
репродуктивная и творческая
5.По соответствию правовым нормам
: законная и незаконная
6.По соответствию моральным нормам
: моральная и аморальная
7.По соотношению с общественным прогрессом
: прогрессивная и реакционная
8.По зависимости от сфер общественной жизни
: экономическая, социальная, политическая, духовная
9. По особенностям проявления человеческой активности:
внешняя, внутренняя

Творчество
-
это вид деятельности,
порождающей нечто качественно новое,
никогда ранее не существовавшее
ТВОРЧЕСТВО
Компонент
какой
-
либо
деятельности
человека
Самостоятельная деятельность
( деятельность ученых,
Изобретателей, писателей,
Художников)

Творчество
Важнейшие механизмы творческой деятельности
Комбинирование,
варьирование
уже имеющихся
знаний
Воображение
Фантазия
Интуиция

Характерные черты деятельности

Сознательный характер ( человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит результаты)

Продуктивный характер ( направлена на получение результата)

Преобразующий характер ( человек изменяет окружающий мир и самого себя)

Общественный характер ( человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми)

Мышление и деятельность

Мышление –
активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и пр.

Мышление
Биологическая основа
Головной мозг человека

Мышление
ФОРМЫ
Мышление
Средство
Язык
Понятийные и категориальные
Ассоциативно
- образные
Вербально
- речевые
Деятельностно
- орудийные
База
( чувственный опыт,
Который преобразуется в мышлении посредством обобщения)

Мышление

Мышление социально

Мышление связано с языком

Процесс мышления проходит ряд
этапов
Этап
ЕГО сущность
1
Наличие:
-
Потребности ( материальной, духовной) или необходимости что
-
то понять, узнать, объяснить;
-
интереса к новому;
-
умения отделять новое, необычное от известного;
-
Стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
Формулируется задача ( вопрос): определяется предмет
мышления и направления мыслительного процесса
2
Решение поставленной задачи ( мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования, конкретизации
3
Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

Чувства человека включаются в процесс его мышления
В форме побуждений, мотивов,
ради которых человек берется за трудную мыслительную работу
В форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу
В отношении к содержанию самой задачи

Мышление –
сложное социально
-
историческое явление
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Первобытного человека
Современного человека
Чувственная конкретность и предметность
Большие обобщающие способности

Типы мышления
Тип
Его сущность
Образное
Задача дана наглядно, в конкретной форме.
Способом ее решения будет практическое действие.
Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций
Понятийное
( теоретическое)
Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.
Знаковое
Обусловлено проникновением точных наук и их формализованными знаниями, искусственными знаковыми языками.
Знание существует в языковых знаках, символах.

Цель и смысл жизни

Цель жизни –
некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.

Смысл жизни –
осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей, стремление к их реализации.

Концепция смысла жизни
Наименование концепции
Её сущность
Аскетизм
Жизнь –
это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов
Гедонизм ( от греч. Наслаждение)
Жить –
значит наслаждаться
Прагматизм ( от греч. Дело, действие)
Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения
Утилитаризм ( от греч. Польза)
Жить –
значит извлекать пользу из всего
Эвдемонизм ( от греч. Блаженство, счастье)
Жизнь –
стремление к счастью как к подлинному назначению человека
Этика долга
Жизнь –
самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

Проблема смысла жизни
Проблема смысла жизни человека
Объективная
Сторона
( жизнь изначально целесообразна)
Смысл жизни –
в самой жизни
Субъективная сторона
( принадлежит обществу –
деятельность направлена на общество)

Самореализация –
высшая
потребность человека.

Самореализация –процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющих максимально полно реализовать творческий потенциал личности

перейти в каталог файлов
связь с админом