Главная страница

Духовная жизнь общества Конспект Универсального справочника


Скачать 151.84 Kb.
НазваниеДуховная жизнь общества Конспект Универсального справочника
Анкорdukhovnaya_zhizn.pdf
Дата12.06.2018
Размер151.84 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаdukhovnaya_zhizn.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКонспект
#16614
Каталогya.arara

С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: Klassifikatsia_nasekomykh.pdf, dukhovnaya_zhizn.pdf, Klass_zemnovodnye_ili_amfibii.pdf, kurs_chelovek.pdf, chelovek_konspekt.pdf, Klass_ptitsy.pdf, Klass_presmykayuschiesya_ili_reptilii.pdf, Klass_nasekomye.pdf, Rol_knig_v_zhizni_cheloveka.pdf, rol_iskusstva_i_literatury.pdf.
Показать все связанные файлы

Духовная жизнь общества
Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010

4.1. Культура и духовная жизнь
Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление. Это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.
Интернационализация культуры — усиление взаимовлияния национальных культур друг на друга и развитие на этой основе как национальных культур, так и всей мировой культуры.
Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения, научно‐технический прогресс, развитие информационных технологий и пр.
Ценности — общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.
Это то, что наиболее дорого, свято для человека. Они составляют основу нравственных принципов.
Обычай — исторически установившийся порядок поведения социальной группы в конкретной ситуации.
4.2. Формы и разновидности культуры
Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что всё, созданное руками и интеллектом человечества, можно отнести к культуре.
Этим обусловлено разделение культуры на материальную и духовную.
Материальная культура — это то, что сохраняется в вещах.
Сюда относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию.
Духовная культура — это то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Это богатство человеческих чувств и достижений разума.
Материальная и духовная культуры тесно связаны друг с другом.
Основные формы культуры:
1
Элитарная культура — рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики элитарной культуры говорят, что в ней искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека; оно замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству.
2
Народная (национальная) культура — предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом.
К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны, школьные анекдоты. Конктретным примером может являться песня о Стеньке Разине.
3
Массовая культура — ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос.
Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп‐культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Для явлений массовой культуры типичен развлекательный характер.

4
Национальная культура — ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы
; к верованиям:
Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители
; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви
; к нормам: законы и традиции
; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.
Национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок и мнений, выражающих особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Национальный менталитет — склад ума, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие той или иной общности.
4.3. Средства массовой информации
Важную роль в развитии современной культуры играет массовая коммуникация.
Коммуникация — информационный обмен в обществе.
Массовая коммуникация — социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.
Основным элементом осуществления массовой коммуникации являются средства массовой информации.
Средство массовой информации — средство распространения информации, характеризующееся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, корпоративным характером производства и распространения информации.
К средствам массовой информации относятся:

пресса, радио, телевидение;

кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;

видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;

домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные линии связи.
Социальные функции массовой коммуникации:

информационная функция — заключается в предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества;

регулирующая функция — имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным сознанием;

культурологическая функция — знакомит с достижениями культуры и искусства, способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры.

4.4. Искусство, его формы
Искусство — особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть форму человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Стиль — совокупность признаков, черт искусства определенного времени, направления или индивидуальной манеры художника.
Виды искусства — формы художественной деятельности, различающиеся способом воплощения художественных образов.
К основным видам искусства относятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно‐прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу.
4.5. Наука
Наука — вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.
Науку можно охарактеризовать как систему научных исследований, организаций, учреждений и институтов.
Все направления научных исследований разделяются на:
1.
фундаментальные — проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;
2.
прикладные — использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач.
Основные функции науки в обществе:

познавательно‐объяснительная — познание устройства мира и законов мирового развития;

мировоззренческая — помогает человеку рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

прогностическая — составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов;

социальная — воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений;

производственная — современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями.
4.6. Социальная и личностная значимость образования
Образование — процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями.
Принцип гуманизации образования требует усиления внимания общества к личности, ее интересам; предполагает разнообразие образовательных услуг.
Самообразование — самостоятельная работа по приобретению знаний о природе, обществе, личности.

4.7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии
Религия — это:

взгляды на мир, которые основываются на вере в Абсолют, Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших всё на Земле и самого человека;

действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и пр.;

нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;

объединение верующих людей в одну организацию (в науке такое объединение называют конфессией, а в народе — церковью, общиной, сектой).

перейти в каталог файлов
связь с админом