Главная страница

Духовная сфера культура Материальная и духовная культура


Скачать 223.5 Kb.
НазваниеДуховная сфера культура Материальная и духовная культура
Анкорduh.ppt
Дата02.07.2018
Размер223.5 Kb.
Формат файлаppt
Имя файлаduh.ppt.ppt
ТипДокументы
#17346
Каталогid69062616

С этим файлом связано 8 файл(ов). Среди них: prav.ppt.ppt, pozn.ppt.ppt, pol.ppt.ppt, ob.ppt.ppt, ekon.ppt.ppt, duh.ppt.ppt, Тесты по социальной сфере.doc, Тесты по праву.doc, Тест по экономике.doc.
Показать все связанные файлы


ДУХОВНАЯ СФЕРА


Культура



Материальная и духовная культура


Материальная культурасовокупность физических объектов, созданных человеческими руками


Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д.





Функции духовной культуры


Познавательная


Образовательно-воспитательная


Интегрирующая


Регулирующая


Социализирующая









Формы культуры


Народная


Элитарная


Массовая





Народная культура (фольклор)


Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.


В ней отражается менталитет народа.


Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.


По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.





Элитарная (высокая) культура


Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.


Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).


Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя





Массовая культура


Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.


Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.


Главной целью является получение коммерческой выгоды.





Разновидности массовой культуры


Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.


Контркультурасовокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.





Современная отечественная культура





Специфика искусства


Искусство отражает мир с помощью художественных образов





Общественные функции искусства


Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)


Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)


Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)


Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)





Специфика познания посредством искусства


Отражение мира с помощью художественных образов


Наглядный характер


Субъективное восприятие действительности





Виды искусства


Архитектура


Живопись


Скульптура


Литература


Декоративно-прикладное искусство


Театр


Цирк


Балет


Кино


Эстрада





Современное искусство: постмодернизм


Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.


Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.


Одна из главных форм – колллаж





Специфика науки


Наука – система знаний о мире и его законах


Основные элементы:


особая система знаний о природе, обществе, человеке


особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний


система специальных организаций и учреждений





Социальные функции науки


Познавательная


Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)


Прогностическая


Непосредственная производительная сила





Моральные (этические) нормы современного ученого


общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…)


касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни)


касающиеся социальной ответственности за свои открытия





Особенности современной науки


постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет)


охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)


растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)


наука превратилась в особую профессию







Специфика образования


Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков





Функции образования


приобщение человека к достижениям человечества


передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта


подготовка человека к самостоятельной деятельности


развитие творческих способностей личности


воспитание и социализация личности





Основные направления развития современного образования


Демократизация


Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин)


Гуманизация (усиление внимания к личности)


Фундаментальность (выявление и изучение главного)


Компьютеризация


Интеграция (интернационализация)







Специфика религии


Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность


Главный признак религии – вера в сверхъестественное





Элементы религии


Религиозные представления


Религиозные настроения


Религиозные действия


Религиозные организации и институты





Функции религии


Мировоззренческая


Утешительно-компенсаторная


Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…)


Интегрирующая


Дезинтегрирующая


Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)





Этапы эволюции религии


Родоплеменные древние верования


Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями)


Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов)


Анимизм (вера в существование духов и душ)


Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)





Этапы эволюции религии


Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)


возникли в период разложения родового строя и возникновения классового


поклонение богам – покровителям своего народа


сложная обрядность с элементами национальной культуры


оформился особый слой служителей культа (жрецы)





Этапы эволюции религии


Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)


огромное число последователей


космпополитизм (выход за пределы народов, государств)


эгалитаризм (проповедь равенства всех людей)


прозелитизм (стремление обратить в свою веру других)





Этапы эволюции религии


Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)


основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение)


возглавляются харизматическими лидерами


обещают достижения счастья в земной жизни


тяготеют к синкретизму (смешению)





Атеизм и свободомыслие


Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека


Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем











Специфика морали


Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения


Этика – учение о морали


Три уровня:


нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации)


моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо»)


нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)





Функции морали


Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами)


Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно)


Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения)


Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения)


Коммуникативная (взаимопонимание, общение)





Единство морали и права


Регулирующая функция


Нормативный характер


Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)


Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека





Различия





Общественная психология и идеология


Общественная психологиястихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп.


Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами





Общественное мнение


Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам





Средства массовой коммуникации



Функции СМК


Информационная (предоставление информации)


Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)


Культурологическая (распространение достижений культуры)







перейти в каталог файлов
связь с админом