Главная страница

3 КУРС КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Культура устной и письменной речи особенности устной и письменной речи


Скачать 51.5 Kb.
НазваниеКультура устной и письменной речи особенности устной и письменной речи
Анкор3 КУРС КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.doc
Дата14.09.2018
Размер51.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла3 КУРС КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.doc
ТипДокументы
#20044
Каталогid11796792

С этим файлом связано 15 файл(ов). Среди них: 3 курс риторика ЖАНРЫ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.doc, Введение. Язык. Речь. Культура..docx, 2 курс вопросы к зачету.doc, вопросы к зачету, факультет иностранных языков....docx, 3 курс риторика КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ по уч-ку Иппо....doc, Введение. Язык. Речь. Культура. в доке.doc, 1 курс Вопросы к зачету педагогическая риторика....doc, материалы к зачету фак-т ин.яз..docx, 3 курс риторика ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ по уч....doc, КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.doc и ещё 5 файл(а).
Показать все связанные файлы

КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1. Особенности устной и письменной речи.
Две формы речи – устная и письменная – обладают как общими чертами, так и различиями. Главное сходство в том, что в основе – единый литературный язык. Обе формы занимают каждая свою нишу и равно важны в речи. Различия связаны с порождением и восприятием каждой, наличием/отсутствием паралингвистических средств, а также некоторых средств выражения.
Отличие устной речи связано с тем, что ей свойственна словесная импровизация. Устная речь характеризуется такими качествами, как прерывность, срывы конструкций, самоперебивы, лаконизм и избыточность.
Избыточность устной речи – не всегда оправданные повторения, уточнения, связанные с тем, что говорящий не всегда может четко сформулировать свою мысль, вследствие чего ему приходится повторяться.
Лаконизм (экономия) речи связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста.
Самоперебивы, срывы конструкций – такая особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, бросает его, начинает снова, пытаясь сформулировать фразу другими словами.
Прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово. Иногда такая пауза заменяется нечленораздельными звуками типа мычания, прищелкиванием пальцев, восклицаниями: «В общем-м-м-м», «Короче говоря…» и т.п.
2. Публичная речь и ее особенности.
Общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публичного выступления, следующие:
1.     Принцип краткости, но и достаточности. Известно, что при сходном содержании краткое выступление оценивается аудиторией как «более деловое». Но все же выступление должно быть достаточно длинным, чтобы слушатели смогли усвоить передаваемую информацию.
2.     Принцип последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему.
3.     Принцип усиления состоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Имеется усиление эмоционального накала изложения с помощью интонационных средств, расположения аргументов по степени убедительности.
4.     Принцип результативности, поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен не только подразумеваться, но и обязательно формулироваться словесно.
Информация должна быть структурирована, чтобы ее удобнее было воспринимать и излагать. Традиционно принята трехчастная композиция: вступление, основная часть, заключение.
Вступление неоднородно по своей структуре. Первое, что четко выделяется в нем, - обращение. Обращение одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания. Хорошо, если официальность речи, процедура мероприятия предполагает строго фиксированное обращение. Например, при защите диплома предполагается обращение: «Уважаемый господин председатель, уважаемые члены комиссии!» После обращения следует собственно вступление, характер которого зависит от типа речи (аргументирующая, информирующая, агитирующая) и избранного жанра (доклад, лекция, тост, митинговая речь, дискуссия, выступление в прениях).

Вариантов вступления несколько:
·        Апелляция ко времени, месту, где проходит лекция или недавно произошедшему событию (Я думаю, все вчера слышали по радио о …);
·        Апелляция непосредственно к интересам аудитории;
·        Юмористическое замечание (публика относится к юмористам несерьезно, поэтому шутку лучше использовать в середине выступления, когда нужно будет дать возможность слушателям передохнуть);
·        Обращение к конфликту, при этом под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов;
·        Передача приветствий;
·        Апелляция к личности оратора, т.е. к себе самому, своим чувствам и переживаниям, а также рассказ о каких-то случаях, происшедших с вами.
·        Обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности;
·        Краткое изложение целей и задач выступления. Этот вид вступления практикуется, когда аудитория – единомышленники и нет необходимости привлекать их внимание другими способами, кроме как рассмотрением самой проблемы;
·        Использование парадоксального цитирования. Этот вид вступлений позволяет создать определенный эмоциональный настрой у аудитории, пробуждает мыслительную активность, интерес. Например, «Образование – это то, что остается, когда все выученное уже забыто».
·        Риторический вопрос, он активизирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную проблему речи.
Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи, как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля. Использовав яркое, необычное вступление, оратор и дальше должен вести речь в избранной тональности.
Чего не должно быть во вступлении? Извинений. Извинения ассоциируются у аудитории с неуверенностью, неуверенность – с низким статусом оратора, что, несомненно, скажется на результате его выступления.
Какими же могут быть методы изложения основной части?
·        Индуктивный способ – это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению.
·        Дедуктивный способ – это способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов – к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.
·        Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что если два явления обладают сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях.
Используя аналогию в речи, необходимо соблюдать следующие правила:
1.                             аналогии должны основываться не на поверхностных признаках явлений, а на их существенных свойствах;
2.                             общие свойства явлений должны характеризовать их с разных сторон;
3.                             следует устанавливать не только черты сходства, но и черты различия явлений.
Нарушение этих правил ведет к сложной аналогии.
·        Концентрический и ступенчатый способы предполагают:
1.                             концентрический – наличие единого центра, которым является поставленная проблема, вокруг которого и располагается материал. Оратор все время возвращается к этой проблеме, углубляет и развивает выдвинутое положение;
2.                             ступенчатый – последовательное изложение проблематики, переход, как по ступеням, от одного аспекта к другому.
·        Исторический (хронологический) и пространственный способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию. Второй предполагает изложение материала, например, в форме заочной экскурсии, когда в форме, облегчающей восприятие, используя средства наглядности, докладчик знакомит аудиторию с особенностями развития, историей, культурой страны и т.п.
·        Тактический способ, который считается одним из наиболее эффективных в агитационной речи. Речь, построенная данным способом, включает следующие пункты:
1.                              описание обстановки и вывод о необходимости ее изменения;
2.                              описание мер для борьбы со злом и наличия условий для их реализации;
3.                              анализ возможных последствий предлагаемых мер;
4.                              призыв к аудитории, предложение, что нужно предпринять в сложившейся ситуации.
Не менее важной, чем вступление, частью является заключение.
Закон края гласит, что лучше всего запоминается начало и конец любого высказывания, любой речи. Роль заключения велика – это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи.
Рекомендации оратору:
1.     Первое впечатление самое сильное, оно хорошо запоминается. Произвести благоприятное впечатление на аудиторию до момента говорения – задача любого оратора. Оно складывается из уверенной, с достоинством, манеры держаться, и из проявления доброжелательности с помощью улыбки, взгляда.
2.     Внешний вид. При деловом общении благоприятное впечатление складывается от фигуры, напоминающей вытянутый прямоугольник с подчеркнутыми углами и стиль одежды. Выбор цвета одежды также несет информацию о владельце: в европейской культуре признаком высокого статуса считаются черно-бело-серые оттенки и гамма с преобладанием светлых тонов. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем меньше она подходит для делового общения. Одежда должна соответствовать серьезности оратора, так как это настроение передастся и слушателям.
3.      Плохо если оратор начинает свое выступление на ходу, не дойдя к трибуне или столу. Напротив, подойдя к столу, необходимо сделать начальную паузу, дать возможность успокоится самому и сосредоточиться аудитории. Эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем то самое первое впечатление.
4.     Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, т.е. обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать. Самое правильное – мысленно разбить всех на группы и переводить взгляд, обязательно фиксируя на несколько секунд, от одной группы к другой. С фиксацией взгляда связана еще одна ошибка: если преподаватель сидит вместе со слушателями, то взгляд говорящего студента, как правило, обращен к нему, тогда предоставленная самой себе аудитория сразу выходит из-под контроля.
5.     Месторасположение оратора в пространстве. Встать нужно так, как удобно, но обязательно устойчиво. Для этого можно чуть выдвинуть вперед ногу, перенести центр тяжести на другую. Такая поза даст возможность, перенося центр тяжести, делать шаг вперед или назад, чтобы не стоять неподвижным памятником в течении всего выступления. Мышечная напряженность и усталость выступающего сразу передается слушателям, они начинают ерзать на местах. Изредка меняя позу, оратор не даст утомиться аудитории. Но здесь нельзя злоупотреблять, а то появится ощущение, что говорящий не находит себе места. Кроме того, этим движением – шагом вперед – можно подчеркнуть важную мысль, сосредоточить на ней внимание аудитории. Оптимальное положение рук следующее: они согнуты в локтях, так что ладони находятся выше уровня талии, пальцы расположены так, будто в руках у говорящего грейпфрут. Такое положение рук читается аудиторией как расположение и готовность к общению. Эта поза подсознательно настраивает на полноценное искреннее общение. Не рекомендуется принимать закрытых поз, когда скрещены руки и (или) ноги, потому что эта поза воспринимается аудиторией как выражение недоверия, неготовности к общению. Отрицательно воспринимается и поза, при которой говорящий опирается руками о стол, наклонившись над ним, - это поза доминирования, превосходства.

Что способствует удержанию внимания?
1.                логически стройное изложение материала.
2.                сохранение интригующих моментов, затронутых во вступлении, или наличие конфликтов.
3.                обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метаформам и сравнениям, аналогиям.
4.                речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышение/понижение голоса, изменение его громкости, темпа речи, осознанного изменения логического ударения), а так же двигательной системы общения (взгляд, мимика, жесты, телодвижение).
5.                использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.
6.                диалогизация выступления (форма вопрос-ответ), слушатели вовлечены в мысленный диалог оратора.
7.                использование кратких отвлечений от темы, юмора для активизации внимания аудитории.
8.                лаконичность выступлений не в ущерб содержательной стороне.
Д. Карнеги «Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать».
перейти в каталог файлов
связь с админом