Главная страница

Программа педагогической практики студентов 4 курса исторического факультета ягпу им. К. Д. Ушинского


Скачать 92.5 Kb.
НазваниеПрограмма педагогической практики студентов 4 курса исторического факультета ягпу им. К. Д. Ушинского
АнкорProgramma_PP_2013_g_4_kurs.doc
Дата10.09.2018
Размер92.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаProgramma_PP_2013_g_4_kurs.doc
ТипПрограмма
#19895
Каталогtielenkov

С этим файлом связано 22 файл(ов). Среди них: Konferentsia_po_teme1.doc, test.xls, Titul.docx, Тема 3.doc, Индивидуальная работа №2 (пример выполнения).docx, Грехова, Иванова, Коротаева.ppt.ppt, Programma_PP_2013_g_4_kurs.doc и ещё 12 файл(а).
Показать все связанные файлы

Программа педагогической практики студентов 4 курса

исторического факультета ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
Специальность «История с дополнительно специальностью)

Студенты 4 курса проходят практику с 7 февраля 2013 г. по 21 марта в 5 – 8

классах общеобразовательной школы.
1. Цель и задачи педагогической практики

Целью данной практики является практическое овладение методикой преподавания истории и иностранного языка (для отделения «История и иностранный язык»), истории и информатики (для отделения «История и информатика») в 5-8 классах средней школы, практическое овладение методикой преподавания истории и освоение деятельности школьного психолога (для отделения «История и психология»).

Основными задачами педагогической практики являются:

1. Развитие профессиональной культуры учителя.

2. Развитие умений и навыков анализа и самоанализа форм учебной деятельности.

3. Закрепление умения и навыки организации учебно-воспитательной работы с коллективом учащихся.

4. Обобщение опыта работы учителей истории, направленной на формирование знаний по истории в 5-8 классах, на развитие исторического мышления школьников и на формирование их исторического сознания.

5. Подготовка к государственному экзамену по методике преподавания истории.
2. Содержание педагогической практики по истории:

1. Каждый студент за время практики должен провести следующее количество уроков:

по истории – 8, из них 3 контрольных урока.

2. Формы организации учебного процесса по истории - по согласованию с учителем.

3. Внеклассная работа по предмету: каждый студент проводит одно внеклассное мероприятие, тема которого связана с историческими или обществоведческими проблемами и согласуется с планом работы классного руководителя.

4. Во время практики студенты посещают и анализируют уроки учителя (учителей) по истории, обществознанию, а также уроков своих однокурсников, проходящих практику в данной школе, оказывают помощь учителям в оформлении кабинетов, изготовлении и подборе дидактических материалов, работают в качестве классного руководителя.

5. Во время практики готовят материалы к государственному экзамену по методике преподавания истории.

3. План прохождения педагогической практики:

1 неделя – проведение установочной конференции в вузе, встреча с руководителями практики в школе, знакомство с учителями, коллективом класса, посещение уроков, согласование тематики и времени проведения занятий с учителями и методистами, составление тематического планирования по истории, подготовка материалов для проведения уроков в соответствии с планом работы учителя истории, иностранного языка, информатики.

2-4 неделя – проведение уроков и внеклассных мероприятий по истории. Подготовка отчетной документации.

5-6 неделя – проведение уроков и выполнение заданий по дополнительной специальности (информатика, иностранный язык, психология), подготовка отчётной документации.

4. Отчётная документация по практике:

  1. Характеристика и оценка работы студента-практиканта по всем направлениям (обязательны подписи всех руководителей практики, директора школы), заверенная школьной печатью.

История: отчет оформляется в соответствии с Приложениями 2 и 3.
Факультетский руководитель Валеева Н.А.
72-76-09 (деканат исторического факультета)

8-915-976-78-50 (сотовый)
Приложение 1


Критерии оценки урока, проведенного студентом во время педагогической практики

Оценка

Коммуникативная компетенция

Профессиональная компетенция

Информационная и социальная компетенции

отлично

- Умело и эффективно использует разнообразные средства вербального и невербального общения с классом и отдельными учениками на уроке и во вне урочное время.

- Умеет объяснять учебный материал доступно, понятно и грамотно в профессиональном отношении, адаптируя свою речь к реальному уровню воспитания учащихся.

- Дает четкие, лаконичные инструкции, что позволяет рационально использовать учебное время.

- Внимательно относится к развитию речевой культуры учащихся.

Может самостоятельно спланировать урок / серию уроков по теме, при этом умеет:

- выделить цели и задачи конкретного урока;

- отобрать и подготовить необходимый материал и средства обучения;

- продумать использование адекватных методов /приемов/ форм работы с учетом психофизиологических и интеллектуальных особенностей обучаемых, их интересов;

- спрогнозировать возможные трудности и продумать систему опор с целью их минимизации;

- организовать работу учащихся на уроке с учетом сложившейся ситуации;

- спланировать и провести опрос, обеспечив необходимый уровень обратной связи;

- соотнести планируемый и итоговый результат урока, провести аргументированный самоанализ своего урока.

Может самостоятельно собрать, структурировать информацию по таким разделам как:

- тип /структура/ место нахождение школы;

- информацию о преподаваемой дисциплине (ее роль и место в учебном плане школы, количество часов на изучение в различных классах, используемые УМК и другие средства обучения, количество учеников в классе, их отношение к предмету и т.д.);

- информация о классе (психолого-педагогическая характеристика класса, сведения о формальных /неформальных группах, об отдельных учениках: семья, интересы, мотивы и т.д.);

- информацию о характере взаимодействия между учителями, учениками и родителями и т.д.

хорошо

- Адекватно использует средства вербального и невербального общения с классом и отдельными учащимися на уроке и во вне урочной деятельности.

- Умеет объяснять учебный материал доступно, понятно и грамотно в профессиональном отношении. Не всегда умеет адаптировать свою речь к реальному уровню воспитания учащихся.

- Инструкции и речевые установки излишне многословны / излишне лаконичны, что не всегда обеспечивает необходимый уровень понимания учебной задачи учащимися.

- Не всегда реагирует на речевые ошибки учащихся.


Студент умеет спланировать урок / серию уроков по теме. При этом:

- испытывает некоторые трудности при конкретизации задач урока;

- не всегда может отобрать и подготовить необходимый материал и средства обучения с учетом реальной ситуации;

- не всегда может заранее предвидеть возникновение объективных трудностей и подготовить необходимые опоры для выполнения того или иного задания;

- может провести урок по заранее спланированному плану, но при этом испытывает трудности в случае изменения ситуации;

- не всегда может выбрать адекватные формы работы. Организовать активную деятельность учащихся на уроке;

- при планировании и проведении опроса не всегда обеспечивает необходимый уровень обратной связи;

- в ходе самоанализа не всегда может определить реально достигнутые результаты, причины возникших трудностей и способы их альтернативного решения.


- Может собрать необходимую информацию (см. раздел «отлично»), структурирует и анализирует ее с помощью методиста и грамотно оформлять ее.

удовлетворительно

- Использует ограниченный набор средства вербального и невербального общения с учащимися.

- при объяснении учебного материала допускает фактологические и речевые погрешности.

- редко реагирует на речевые и языковые погрешности учащихся.

- при планировании урока допускает ряд неточностей и небрежность в его оформлении, что приводит к нарушению логики выстраивания заданий и проблемам, связанным с отбором необходимых материалов и средств обучения;

- испытывает значительные трудности на уровне отбора и подготовки минимально необходимых и достаточных опор для выполнения заданий учащимися;

- в силу небрежности планирования может обеспечить ее четкую организацию и проведение, сталкивается с дисциплинарными проблемами, не может достаточно заинтересовать и активизировать учащихся;

- небрежен при планировании и проведении опроса, обеспечивает слабый уровень обратной связи при контроле и исправлении ошибок;

- в процессе анализа / самоанализа урока не проявляет достаточной заинтересованности к дальнейшему профессиональному развитию.

Может собрать самостоятельно некоторую информацию. Для ее структурирования и анализа требуется значительная помощь методиста. При ее оформлении допускает ряд неточностей и ошибок.

неудовлетворительно

- не умеет адекватно использовать средства вербального и невербального общения с учащимися.

- при объяснении учебного материала сам допускает большое количество ошибок фактологического, языкового и речевого характера

- не умеет грамотно сформулировать речевую установку / инструкцию для выполнения задания.

- Не планирует уроки, не может сформулировать их цели и задачи, не умеет воспользоваться помощью методиста и книгой для учителя к УМК.

- не способен самостоятельно подготовить необходимый учебный материал и средства обучения с учетом реальной ситуации.

- не может самостоятельно организовать работу учащихся на уроке, контролировать их поведение.

- не способен к профессиональной рефлексии и самоанализу.

- отвергает помощь учителя / методиста.

Не может самостоятельно собрать необходимую информацию, не умеет воспользоваться помощью методиста и учителя.



Приложение 2

Титульный лист отчета

по итогам педагогической практики


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ .
ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Студента(ки) 4 курса ____________________

Специальность 050401.65

История с дополнительной специальностью информатики

История с дополнительной специальностью иностранный язык

История с дополнительной специальностью психология

Ярославль

2013

Приложение 3. Индивидуальный план прохождения педагогической практики


      1. Установочная конференция на факультете

Место прохождения практики______________________________________________

Адрес школы_____________________________________________________________

Проезд ___________________________________________________________________

Время и место встречи с руководителем практики (в школе) ___________________

Телефон факультетского руководителя практики ______________________________

Телефоны руководителей практики (в вузе):

По педагогике______________________________________________

По психологии _____________________________________________

Сроки сдачи текущей и итоговой документации по практике

По истории и обществознанию

По дополнительной специальности

По педагогике

По психологии


      1. План прохождения и отчет по итогам педагогической практики

Фамилия, имя, отчество учителя истории _______________________________

. Фамилия, имя, отчество учителя обществознания________________________

Фамилия, имя, отчество классного руководителя__________________________

Расписание уроков

Список класса
Охарактеризуйте учебный план и учебные программы по истории и обществознанию в 5-8 классах (4 курс) (количество часов по классам, соответствие Государственному образовательному стандарты и региональным программам, наличие пропедевтического и профильных курсов, элективных курсов, взаимодействие с другими учебными дисциплинами – междпредметные связи, характер текущего, промежуточного и итогового контроля, учебники, по которым работают учителя и учащиеся школы).

Посетите 1 урок истории и 1 урок обществознания: опишите посещенный урок, заполните следующую таблицу

Этапы урока

Приемы и средства преподавания

(деятельность учителя)

Приемы и средства учения

(деятельность учащихся)












Проанализируйте посещенные вами уроки по следующей схеме:

  • Фамилия, имя, отчество учителя, стаж работы в качестве учителя истории

  • Какие учебники и учебные пособия использовал учитель для проведения урока

  • Класс, тема урока

  • Цели и задачи урока

  • Место урока в тематическом блоке

  • Форма учебного занятия, тип урока

  • Какие знания и умения были сформированы на данном уроке

  • Что способствовало достижению цели урока

  • Чем был полезен для вас этот урок


Подготовка к проведению занятий по программе практики

Составьте тематическое планирование уроков по истории и обществознанию по следующей схеме:

Класс, тема

Учебно-методический комплекс, используемый учителем

№ занятия


тема

Форма организации

учебного процесса

Количество часов

Дата проведения
















Планируемые результаты обучения: Ученики должны:

  • усвоить и применять понятия

  • понимать, осознавать

  • знать даты

  • уметь сравнивать, объяснять, характеризовать, описывать

  • объяснять

Перечень самостоятельных творческих заданий для учащихся

Тема урока

Содержание задания

Источники и средства для выполнения задания










Источники и средства организации познавательной деятельности учащихся:

  • документы

  • учебники и учебные пособия

  • справочники, словари

  • литература

  • памятки-предписания (деятельности учащихся)

Составьте конспекты занятий по следующей схеме (при необходимости дополните ее)1

  • Дата проведения занятия, класс

  • Тема занятия

  • Форма организации учебного процесса, тип урока

  • Цель и задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

  • Средства обучения, в том числе дидактические материалы, использованные на уроке (документы, тексты для чтения, контрольные задания и вопросы, задания для самостоятельной работы учащихся, памятки-инструкции для выполнения заданий, наглядные пособия, др.)

  • Этапы занятия с указанием методики организации повторения, изучения и закрепления содержания исторического материала (вопросы и задания для учащихся)

Оцените одно из своих контрольных занятий по следующему плану:

  • В чем вы видите результаты своего занятия (в какой степени были решены задачи занятия), приведите примеры,

  • Выделите сильные и слабые стороны занятия.

  • Какие изменения необходимо внести в проведенный урок с целью его усовершенствования.

Посетите и проанализируйте 1 контрольное занятие (по истории) однокурсника:

        1. Дата проведения занятия, класс, ФИО учителя-практиканта;

        2. как сформулированы образовательные, развивающие и воспитательные задачи занятия, насколько они соответствуют месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, возрастным познавательным возможностям учащихся;

        3. как определена форма занятия, насколько она оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебного исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся;

        4. какими приемами и средствами учитель активизирует познавательную деятельность учащихся, концентрирует их внимание, поддерживает интерес к теме занятия на каждом из его этапов;

        5. какой характер носит познавательная деятельность учащихся;

        6. что свидетельствует об эффективности проведенного занятия;

        7. каковы ваши рекомендации для повышения результативности занятия


Планирование и анализ воспитательной работы

План воспитательных мероприятий

Внеклассное мероприятие по истории: цель, задачи, место данного мероприятия в системе воспитательной работы класса и школы, воспитывающая ценность содержании и методики проведения мероприятия, познавательная эффективность, оценка результативности мероприятия классным руководителем и учащимися.

Задания по педагогике проверяет методист по воспитательной работе в школе.


      1. Подведение итогов педагогической практики

Общая тема итоговой конференции «Методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся на первом концентре обучения истории».

Итоговая конференция проводится в вузе в форме творческого отчета (мастер-классов) по выбранной теме. Время на демонстрацию мастер-класса – не более 7 минут, целевая аудитория – студенты 3 курса исторического факультета.

Тема 1: Использование исторической карты на уроках истории.

Тема 2: Использование учебной/художественной картины на уроках истории.

Тема 3: Использование текста первоисточника на уроках истории.

Тема 4: Рассказ учителя на уроке истории.

Тема 5: Игры на уроках истории.

Тема 6: Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках истории.

Тема 7: Организация работы с историческими понятиями на уроке истории.

Тема 8: Творческие задания для повторения изученного материала на уроках истории.


1 В отчете по практике представить конспекты контрольных занятий по истории с оценкой учителя

перейти в каталог файлов
связь с админом