Главная страница

Слово о полку Игореве


Скачать 272.5 Kb.
НазваниеСлово о полку Игореве
АнкорShpargalka_na_literaturu.doc
Дата04.07.2018
Размер272.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаShpargalka_na_literaturu.doc
ТипДокументы
#17386
страница1 из 4
Каталогaljona_j

С этим файлом связано 27 файл(ов). Среди них: uchenia_ob_obschestve.pdf, Shpargalka_na_literaturu.doc, sotsialnaya_sfera.pdf, Esse_-_plan_napisania_i_primery_100_gotovykh_esse.pdf, 7. Экономические системы..doc, semya.pdf, EKONOMIKA_skript.pdf, esse.pdf, ChELOVEK_I_OBSchESTVO_skript.pdf, pravo11.pdf и ещё 17 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

«Слово о полку Игореве»
Год написания – 1187, автор неизвестен (возможно был черниговцем или киевлянином, дружинником (польз. дружин. понятиями; приближ. Святослава Киевского; человек книжно образованный). Автор занимает патриот. позицию.

Своеобразие жанра: вне жанр. системы, исслед. опред. как песню, поэму, героич. поэму, воинскую повесть, былину. Связано с фольклором. Ритмизированный текст, обращ. к аудитории (братья) – возм. предназнач. для пения. Ритмичность связана с композицией. Худ. форма соответств. замыслу.

Образ Бояна. (произв. противопоставлено) Автор Слова следует за действ. событиями, не восхваляет.

Повествует об Игоревом походе. Призыв к прекращению междусоб. – самоуверенность князей. Автор – сторонник сильной княж. власти. Киевский князь рис. как грозный. (Поэтому слабый Святослав Всеволодович наделен идеальными свойствами). Тема Русской земли – центр.

Сюжет: Игорь Новгород-Северский встречает Буй Тура Всеволода. Знамение (солнечное затмение и зловещ. звуки, тревожное поведение зверей) – Игорь не обращ. вним, он честолюбив и самоуверен. Победа в первом сражении (новые дурные знамения). Проигрыш во второй битве. Сон Святослава (черный покров, «вино, с горечью смешанное», крик ворон). «Золотое слово Святослава» - «рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать» - идейн. центр. произв. «Плач Ярославны» - причитания в Путивле. Побег Игоря (природа ему помогает). Прославление князей и дружины.

Место действия обширно. Половец. степи – Киев – Путивль – Половец. земли – Киев. Охвачены истор. событ.

Князья: Игорь Новгород-Северский, Всеслав Полоцкий, буй тур Всеволод Суздальский (жена Глебовна), Ярослав Осмомысл, Святослав Киевский.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» (комедия). 1782 год. (соц.-полит. комедия, классиц./реализм)
Недорослями назывались а) дворян. дети до 15 лет; б) получило у Фонв. насмеш. характер. (Митрофан – нед. в умственном отнош., в моральн. отнош., в гражд. смысле.) Стародум о нем: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»

+ герои: Стародум (честный, благ-ный, критик. двор и монарха «Достойный престола г-дарь стремится возвысить души своих подданных»; приверж. старины; «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»; устами Ст. высказ. мысли Фонв.), Правдин (чин-к, пресекает своеволие помещ., в финале берёт опеку над имением Прост.), Милон (офицер, храбр, самоотверж.; антипод Скот. и Митроф. - любит Софью, спасает её от похищ.), Софья (имя означ. «мудрость», скромн., благоразумная, «добродетель в руках порока»; сват. к Софье – сюжет. линия)

- герои: Простакова (деспотична, льстива, наказ. крестьян, груба, корыстно, слепо любит сына, необразов.; «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?» узнает, что Софья – наследн., пытается выдать за неё Митр.), Скотинин (грубый, невежеств, деспот., «Люблю свиней, сестрица», снач. хочет жен. на Софье.), Митрофан (имя – «материю данный»» избалов., капризный., экоист.: отталкивает мать, когда та лиш. власти; корыстный, ленивый, трус, невежда, «трёх перечесть не умеет» (Цыф.); «Не хочу учиться, хочу жениться» прич. конфликтов – нет действия), Простаков (раскрытие деспотизма Простаковой, ограничен, груб, слабо индивидуализирован).

Узлы сюжета: сват. Скот., письмо Стар., решение жен. Митр., намерение Прост. расправиться с дворовыми, объявл. Правд. о взятии имения под опеку. Комич. сцены: примерка платья, уроки Митроф., ссоры. \\ Жанр. своеобраз.: комич. приобр. мрачно-трагич. характер; Фонв. – создат. обществ. комедии в России. Новатор: Стародум-резонёр (а также идеи Правд.) в роли полит. оратора (выраж. прогресс. дворян. – оппозиция к правл. Екат.); впервые любов. интрига на 2-ом плане. Гл. вопрос комедии – о том, как долж. выгляд. истин. дворянин. (служение г-ву, отечеству, гуманность). Причина злонравия – в невежестве.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Баллада «Светлана». Традиц. романт. баллады (любовн. интрига; зачин, развитие действия, кульминация, развязка)

Всё просиход. – сон, навеянный святоч. гаданиями («Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали;/ За ворота башмачок,/ Сняв с ноги, бросали…»). Мотив тоски, тревоги по милому другу. В зеркале Светл. видит жениха – тот зовёт её к венчанию. В храме гроб, отпевание. Метель – одинокая хижина – гроб. Покойник оживает, но Светл. спасается молитвой. Итог – покойник-жених, происход. – сон. Реальность, встреча с возлюбл. Идея - вера спасла девушку. Борьба добра и зла в душе. герои – вершители своих судеб. Нац. черты: стиль сказоч. повествования, черты рус. нац. быта, обычаев, обрядов. Светлана – верная, покорная, кроткая и поэтичная – идеал. черты рус. жен. типа. Светл. тверда в своей вере, не ропщет. Счастливый финал.

А. С. Грибоедов. Пьеса, «высокая» комедия «Горе от ума» (1822-1824гг) (сочет. черты классицизма (правило 3 единств, говор. фамилии, резонёр, острый диалог), романтизма (гл.гер. – бунтарь) и реализма (реч. индивид. перс., герои – образы-символы)

Конфликт: частный (Чацкий – Софья – Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша) и общественный (столкн. прогресс. взглядов Чацкого с косным «фамус. общ.», «века нынешнего» с «веком минувшим»).

+ герои: Алекс. Андр. Чацкий (честный, прямой, свободомысл., служит «делу, а не лицам», ироничный. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Одинок, гоним, отвержен общ. (кот. легче признать его сумасш.), и Софьей, кот. предпоч. Молчалина; пропаганд. идеалы просвещения), внесцен перс.: двоюр. брат Скалозуба, «химик и ботаник» - племянник кн. Тугоуховской.

- герои (фамус. общ.): Павел Афанасьевич Фамусов (богат. чинов., помещик. Лиза: «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами»; деспотичен, груб, костен; в пример ставит Макс. Петр., который «сгибался вперегиб»), Алекс. Степан. Молчалин (лицемер, безнравств., готов на подлость; «Ах! злые языки страшнее пистолета», «В мои лета не должно сметь// Своё суждение иметь». Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете!»), Софья Павловна (умна, горда, своенравна. + кач-ва Софьи деформированы воспитанием. Судьба её трагикомична. «Что мне молва? Кто хочет, тот и судит!»); Скалозуб (карьерист, «и золотой мешок, и метит в генералы» (Лиза), недалёкий человек), Антон Ант. Загорецкий (сомнит. репутация, «лгунишка он, картёжник, вор… да мастер услужить), Репетилов (хочет выглядеть передовым человеком, но не имеет свои убежд., бездумно повторяет «модные» сужд.). Роль внесцен. перс.: границы пьесы расшир. – подразум. вся барская Москва. (княг. Марья Алексеевна, Фома Фомич).

Новаторство Грибоедова: вольный (разностопный) ямб – передача живой речи; углубл. психолог. основа: характеры раскрыв. в процессе; обогат. лит-ру элемент. образности нар. языка, цитаты стали пословицами: «счастливые часов не наблюдают» и т.д.

Причины драмы Софьи: романт. уму предпочит. чувств., сентимент. сердце. Чацкий и Софья – 2 полюса русс. культуры 1810-20х гг. (гражд. романт. декабр. и поэзию чувства карамзинистов). У Чац. «ум с сердцем не в ладу», у Софьи – сердце с умом.

Значение: важн. знач. в развитии русс. дпрамы, воспитат. знач. (критика мира насилия, произвола, невежества), подняты все важн. вопр. времени: крепостное право, служба, просвещение, дворян. воспит.; споры о пансионах, институтах, цензуре.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Повесть «Капитанская дочка». 1833-1836 гг.

Историческая основа – реальные события крестьянской войны: взятие крепостей, осада Оренбурга. Две темы: истор. (восстание Пугачева 1773-1774 гг.) и любовная. Отражены наиболее важные темы позднего периода творч-ва Пушкина: место «маленького человека» в истор. событиях, нравств. выбор, закон и милосерд., народ и власть, семья. Комп.: семейные записки; сопост. 2х миров: народного и дворянского; симметрия. Роль эпиграфов: общ. эпиграф «Береги честь смолоду» - глав. идея.

Пугачев. Плоть от плоти народа, кровно с ним связан. Изобр. не кровожадным убийцей, а талант. и смелым вождём. Речь богата послов., поговорками. Гл. в образе – величие и героизм (сказка об орле и вороне – лучше прожить жизнь короткую, но достойную). Беспощаден к дворянам. Сложная и противоречивая натура: вор и злодей, но справедливый, помнит добро.

Авторская позиция: совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидет. эпиграф. Гринёв сохранил верность долгу и чести («Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»). Швабрин нарушил и дворянский долг, и человеческий. • Тема народного бунта: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Философская поэма «Медный всадник» (1833 год). Описано страшное наводнение 1824 г. Реализм.

Два гл. героя: Пётр I в виде оживающей статуи Медного всадника и мелкий чиновник Евгений.

Пётр I. Пушкин ищет ответ на вопр.: может ли самодержавие вести к реформам и милосердию? Тема Петра для Пушкина болезненно-мучительна. В поэме отношение неоднозначно. Вначале рис. велич. облик царя-преобразователя: «На берегу пустынных волн/ Стоял он, дум великих полн,/ И вдаль глядел». Но медный всадник – олиц. бесчеловеч. государственности. («Ужасен он в окрестной мгле!», «Стоит с простёртою рукою/ Кумир на бронзовом коне», «Горделивый истукан»)

Евгений. Заурядный, безликий человек из толпы. Однако после того, как гибнет в наводнении Параша, превращается в безумца, сумевшего пойти на бунт против великого императора, против власти. В гневе грозит он памятнику, но после в страхе бросается прочь, слыша за собой топот медных копыт. Конфликт между государством и личностью трагически неразрешим.

Петербург как участник конфликта – «Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой строгий, стройный вид», но в то же время это искус. созданный город, в нём не учтена жизнь. Нева – вольная стихия, закованная человеком в гранит. Бунт стихии порождает бунт человека. • Важную роль играет фантастика, обостряет конфл. Автор заявляет о себе, коммент. события.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Роман в стихах (лир. начало явл. определяющим) «Евгений Онегин». 1823 г – 1830 г.

Онегинская строфа – 14 строк. Ей написан почти весь роман. 8 глав организованы по принц. симметрии (антитетичное распол. героев) и параллелизма, повторение сюжетной ситуации героев (встреча, письмо, ожидание ответа, объяснение).

Евгений Онегин. Первый «лишний человек» в русс. лит-ре (скука, хандра, разочарованность, скепсис). Живёт по законам светского общ-ва, томится от пустоты его, не находит применения силам («Короче: русская хандра/ Им овладела понемногу;/…/ Но к жизни вовсе охладел»). Автор – друг Евгения и его творец. В Татьяне видит особую душевную прелесть. Получив письмо, «Онегин живо тронут был», но честно объяснился. Не прошёл испытание дружбой с Ленским (не может пойти против общ. мнения и отменить дуэль) и убивает друга. В посл. главе – пылкий, любящий, но любовь обречена. Финал открытый.

Татьяна Ларина. «Милый идеал». Искренна, чувствует глубоко, «русская душою». «Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива», «Ей рано нравились романы;/ Они ей заменяли всё». Мать – Прасковья, хозяйственна, командует мужем, Дмитрием. После замужества чувства к Онегину в ней не угасли, но отвечает ему так: «Я вас люблю (к чему лукавить?),/ Но я другому отдана;/ И буду век ему верна».

Владимир Ленский. Молодой романтик, не испорчен светом. «Красавец, в полном цвете лет,/ Поклонник Канта и поэт».

Ольга Ларина.романт. героиня, лишена внутренней глубины. «Кругла, красна лицом она,/ Как эта глупая луна».

Образ автора. Присутствует, беседует с читателем. Комментирует события, размышляет о литературе. Использует разнообразие живой речи. В тексте много реминисценций. Не договаривает сюжета. «Онегин» - «энциклопедия русской жизни» (Белинский). Многосторонне показаны Петербург и Москва, деревня, вся современная Пушкину действительность.

Новаторство: переключ. интонаций, смена стилей, система ассоциац., реминисценций, открытый финал. Новый гер. и сюжет.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Поэма «Василий Тёркин» (1941-1945 годы)

Авторское опред. жанра – «Книга про бойца».

Образ Василия Тёркина. Рядовой пехотинец. Воплощает лучшие черты солдата и народа в целом. «Просто парень сам собой/ Он обыкновенный». Мужественный, смелый, трудолюбивый, простой, с чувством юмора, жизнерадостный. Мастер на все руки. Готов расстаться с жизнью только при условии, что увидит победу. Фронтовое братство помогает ему – и даже Смерть отступает перед этой дружбой. • Центр. тема – жизнь народа на войне. Война изображена суровым и трагическим испытанием: «Бой идет святой и правый./ Смертный бой не ради славы./ Ради жизни на земле».
М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про купца Калашникова». 1838 год – итог работы над русс. фольклором.

Композиция: запев, три части, два припева и концовка. Нравств. позиции, с кот. оцен. герои произв. – обобщенно-народные.

Степан Парамонович Калашников. «Статный молодец». Для него честь и «святая правда-матушка» дороже жизни. «Я убил его вольной волею» - говорит он царю, не желая позорить жену, не объясняет причин. После смерти его могилу не забывают.

Опричник Кирибеевич. «Удалой боец, бурный молодец». Способен любить, но живет не по нравств. и духовным законам.

Царь Иван Васильевич. Двойств. образ. И жестокий, самовольный тиран, и забот. правитель-отец. Даёт своему опричнику «перстенёк яхонтовый» и обещает позаботиться о семье Калашникова, но слова не держит, позволяет опричн. бесчинствовать.

Конфликт: частного человека и всей гос. машины. Фольклорные элементы: пост. эпитеты «добрый молодец», пост. сравнения «молвит слово – соловей поёт», просторечные обороты «поцелуемтесь», устар. дееприч. «играючи», «распеваючи», подхваты «в церкви божией перевенчана,/ перевенчана с молодым купцом», традиц. обращ. «Государь ты наш, Иван Васильевич!», отриц. параллелизм «не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие» и т.д. Раскрыв. истинные русс. характеры.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Романтическая поэма-исповедь «Мцыри». (с грузин. – «неслужащий монах», «послушник»). 1839 год. Романтизм.

Сюжет: русс. генерал оставил умирающего ребенка лет шести. Когда тот вырос – сбежал. За «три блаженных дня» герой проживает целую жизнь. Не протестует, но борется за свою свободу. Идеал для него – родина. Герой чувствует родство с природой. Он мужественный и стойкий. Природа – и друг герою (гроза помогает бежать («Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил…»), герой описывает красоту природы и желает умереть в саду, где «акаций белых два куста…»), и враг («мне стало страшно: на краю/ Грозящей бездны я лежал…», лес сталкивает героя с барсом и выводит к монастырю).

Композиция: экспозиция, завязка, исповедь, смерть. Сюжетный мотив расширен автором и наполнен философ. смыслом.

Тема – прославление мятежной, свободолюбивой личности, борющейся до последнего вздоха. Любовь к отчизне и жажда воли для героя сливаются в одну «пламенную страсть». Трагический лиризм просветляет финал.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Социально-психологический роман «Герой нашего времени». 1840 г.

Композиция: нарушен хрон. порядок. Цель – показать Печорина с разных сторон в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю. «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью» (В.Г. Белинский). Печорин представлен через призму различных воспр. Лерм. ведет повеств. от внешнего к внутреннему, от описания к анализу.

Порядок в романе: Бэла, Максим Максимыч. Журнал Печорина: Предисловие. Тамань, Княжна Мери, Фаталист.

Хрон. последовательность: Тамань, Княжна Мери, Бэла, Фаталист, Максим Максимыч, Предисловие к «Журналу Печорина»

Печорин. Молодой человек лет 25-ти. «Стройный, тонкий стан», «Усы его и брови были черные – признак породы в человеке». Типичное порождение столичной дворян. среды. Умеет играть на слабостях людей, упрям, эгоистичен – жертвой его своеволия погибает Бэла, страдает Мери. Имеет переменчивую натуру, не может найти своё место в жизни. Динамика его состояний – это разум – страсть – разум. Трагичность его в разрыве между разумом и чувствами. Автор-повеств. видит Печорина, как привлекательного молодого человека с аристократ. чертами и необыкновенными глазами – они не смеются, когда смеётся Печорин - «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Рисуя картину ожесточения души главного героя, писатель одновременно изображает ожесточившееся поколение.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом