Главная страница

Управленческие основы экономической теории Как государство богатеет и чем живёт, и почему Ненужно золота ему, Когда простой продукт имеет ас. Пушкин Санкт-Петербург, спб гау, 2015 2


НазваниеУправленческие основы экономической теории Как государство богатеет и чем живёт, и почему Ненужно золота ему, Когда простой продукт имеет ас. Пушкин Санкт-Петербург, спб гау, 2015 2
АнкорEkonomika_innovatsionnogo_razvitia_Velichko_Efimov_Zaznobin.pdf
Дата24.09.2018
Размер6.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаEkonomika_innovatsionnogo_razvitia_Velichko_Efimov_Zaznobin.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#20343
страница1 из 40
Каталогkob_ekb

С этим файлом связано 67 файл(ов). Среди них: Президенту Российской Федерации.docx, norm.gif, Mera_za_meru__4-2015.pdf, Vladimir_Gappov_Dialektika_-_mif.pdf, 20150706_tek_moment04120.pdf, 20150517_Consolidation_of_society.pdf, O_rasovykh_doktrinakh_-_nesostoyatelny_no_pravdo.pdf, 20150323_tek_moment02118.pdf, 20140430_On_corruption.pdf и ещё 57 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Величко МВ, Ефимов В.А., Зазнобин В.М. Одарив весьма обильно Нашу землю, Царь Небесный Быть богатою и сильной Повелел ей повсеместно. Но чтоб падали селенья, Чтобы нивы пустовали — Нам на то благословенье Царь небесный дал едва ли
А.К. Толстой, 1869 г ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

——————— Управленческие основы экономической теории Как государство богатеет И чем живёт, и почему Ненужно золота ему, Когда простой продукт имеет АС. Пушкин
Санкт-Петербург,
СПб ГАУ, 2015

2
УДК 330.1, 330.3, 330.4, 330.5, 330.88 Канд. экон. наук МВ. ВЕЛИЧКО, доцент СПб ГАУ Доктор экон. наук В.А. ЕФИМОВ,
ректорСПб ГАУ Канд. техн. наук В.М. ЗАЗНОБИН,

доцентСПб ГАУ Аннотация В монографии с позиций методологии достаточно общей теории управления (ДОТУ) рассмотрена проблематика государственного управления экономическим обеспечением общественного развития с учётом взаимодействия соци- ально-экономической системы государства с биосферой и ноосферой планеты. Показана невозможность общественного развития и реализации Концепции устойчивого развития, принятой ООН в 1992 г, на основе либерально-рыночной экономической модели. Показана нравственно-этическая обусловленность со- циолого-экономических теорий. На основе методологии ДОТУ и организаци- онно-технологического подхода к анализу функционирования социально- экономической системы государства дана управленческая интерпретация компонент балансовых моделей и указаны походы к обеспечению метрологической состоятельности балансовых моделей. Показаны возможности макроэкономического управления посредством кредитно-финансовой системы. Рассмотрена проблематика порождения обществом запросов на потребление продукции и природных благ. На основе методологии ДОТУ рассмотрена проблематика обеспечения экономической безопасности государства и общества в их развитии в гармонии с природной средой. Изложены основы философии государственного планирования природно-общественно-экономического развития иго- сударственного управления макроуровня в процессе реализации планов. С методологических позиций ДОТУ научно-технический прогресс представлен как сетевой случайный саморазвивающийся процесс и рассмотрены возможности стимулирования его течения государством. Рецензенты

Кузнецова Елена Ивановна — доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя.
Богданова Елена Леонардовна — доктор экономических наук, профессор, директор Института международного бизнеса и права
Санкт-Петербургского национального исследовательского Университета информационных технологий, механики и оптики.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Жизненная несостоятельность либерально-рыночной экономической модели ......................9 1.1. Либерально-рыночная экономическая модель в её существе 1.2. Либерально-рыночный блеф и реальность .........................................................................13 2. Реальности производства и распределения природных благ и продукции в цивилизованном обществе 3. Нравственно-этическая обусловленность социолого-экономических теорий 4. Достаточно общая теория управления и её взаимосвязи с жизнью .......................................28 5. Финансово-счётный и организационно-технологический подходы к построению социолого-экономических теорий 6. Балансовые модели и их управленческая интерпретация 6.1. Простейшие балансовые модели .........................................................................................41 6.2. Финансовый климат и некоторые возможности управления им 6.3. Общественно необходимая структура функционально обусловленных уровней расходов предприятий 7. Кредитно-финансовая система как инструмент макроэкономического управления ...........81 7.1. Две концепции денег их функциональное различие ........................................................81 7.2. Обезразмеренная кредитно-финансовая система и обеспечение метрологической состоятельности финансовых показателей в отчётности и прогнозах на основе закона сохранения энергии ..................................112 7.3. Кредитно-финансовая система и обеспечение экспортно-импортных операций 7.4. Отрасль как подсистема многоотраслевой производственно-потребительской системы 7.5. Внепроизводственное потребление конечной продукции ..............................................136 8. Экономическая безопасность развития социально-экономической системы ......................145 9. Планирование в процессе обеспечения экономической безопасности общественного развития в широком смысле 9.1. Общая структура задачи обеспечения экономической безопасности общественного развития в широком смысле ...................................................................163 9.2. Управленческие и социально-философские основы целеполагания в процессе планирования общественно-экономического развития 9.3. Жизненно состоятельная конкретика целеполагания природно-общественно-хозяйственного развития — ландшафтно-усадебная урбанизация ................................................................................191 9.4. Философия планирования и реализации планов 9.4.1. Динамика производственных мощностей как таковая и динамика общественных потребностей .................................................................219 9.4.2. Какой не должна быть система планового хозяйства 9.4.3. Что, как и для чего должно обеспечивать долгосрочное планирование в жизни общества ив государственном управлении ..............................................236 10. Научно-технический прогресс как фактор цивилизационного развития .........................253 10.1. «Научно-внедренческий цикл — ключевое понятие для организации управления научно-техническим прогрессом ....................................253 10.2. Инновационные проекты способы управления 10.3. Система образования как фактор генерации научно-технического прогресса 10.4. Информационное обеспечение научно-технического прогресса ................................278 10.5. Мотивация к творчеству 10.6. Справедливость в жизни общества как фактор развития 10.7. Стандартизация как инструмент управления научно-техническим прогрессом .......327 Заключение .....................................................................................................................................347 Литература Введение Россия переживает затяжной общекультурный кризис. Одна из его составляющих экономические проблемы государства и подавляющего большинства населения, которые неуда тся разрешить на протяжении более четверти века. Поскольку жизнь каждого человека и общества в целом, политика государства нуждаются в экономическом обеспечении, тов связи с необходимостью преодоления этого общекультурного кризиса на совещании Госсовета по развитию отечественного бизнеса и повышению его конкурентоспособности
18 сентября 2014 г. Президент РФ В.В. Путин заявил Хочу подчеркнуть, за предстоящие полтора-два года необходимо совершить настоящий рывок в повышении конкурентоспособности российского реального сектора, сделать тона что раньше потребовались бы, может быть, даже годы [116]. Фактически поставлен вопрос о новой модернизации и выведении экономики страны в режим устойчивого инновационного развития. Однако, как известно, прошлая модернизация, курс на которую был провозглашён ещё 8 февраля г. зашла в тупик перед Россией стоит стратегическая задача — стремительная модернизация экономики [105]. В конце августа 2009 г. крах этой попытки модернизировать экономику был признан тогдашним президентом РФ ДА. Медведевым: Мы её просто провалили, мы ничего не сделали в этом направлении. Курс на новую модернизацию ДА. Медведев провозгласил в Послании Президента Федеральному Собранию 12.11.2009 г, но иона тоже не заладилась. Модернизация российской экономики, обеспечение устойчивости экономического развития страны отнесены и к числу важнейших задачи Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации [60], утверждённой Президентом РФ В.В. Путиным 20 ноября 2013 г. Соответственно успех развития в обозримой перспективе реального сектора экономики нашей страны на инновационной основе, о необходимости чего в очередной раз заявил В.В. Путин на Госсовете 18 сентября 2014 г, требует выявления и устранения ошибок, прежде всего, ошибок в системообразующих принципах, которые не позволили перевести экономику на путь инновационного развития в период 2000 — 2014 гг. Если рассматривать процессы общественного самоуправления и государственного управления на исторически продолжительных интервалах времени, охватывающих сроки активной жизни нескольких поколений, то можно выявить закономерность, представленную на рис. В 1
. Суть её может быть изложена в следующих словах социолого-экономические теории, вошедшие в систему образования несколько десятилетий тому назад, сформировали менталитет управленческого корпуса наших дней в государственном управлении и бизнесе, и этот менталитет не позволил осуществить модернизацию экономики страны в
1
В настоящей работе принят следующий принцип нумерации рисунков, таблиц, математических формул. Символы слева от дефиса (в данном случае буква В — Введение) обозначают раздел, в котором находится рисунок, таблица или формула. Цифры справа от дефиса обозначают порядковый номер соответствующего объекта в разделе.

2000 — 2014 гг. Иначе говоря, социолого-экономические теории, на основе которых строилось управление социально-экономической системой страны в прошлые десятилетия, — главный фактор, сделавший модернизацию страны в
2000 — 2014 гг. невозможной более того, есть основания полагать, что и общекультурный кризис, начало которому положила политика группы во главе с МС. Горбачёвым в годы перестройки, сам является результатом некритично- доверчивого отношения к неадекватным социолого-экономическим теориям, положенным в основу реформ. Соответственно закономерности, представленной на рис. В, успех будущей модернизации с переводом страны в режим устойчивого инновационного развития может быть только следствием внедрения в систему образования уп- равленчески состоятельных социоло- го-экономических теорий, на основе которых будет возможна выработка и проведение в жизнь управленческих решений, адекватных общественным интересам.
Р
ИС
.
В-1.
О
БУСЛОВЛЕННОСТЬ СПЕКТРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И БУДУЩЕГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАУКОЙ И СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. К настоящему же времени образовательные стандарты высшего профессионального образования в области экономики и финансов, государственного и муниципального управления, юриспруденции ориентированы на обслуживание либерально-рыночной экономической модели. И это обстоятельство остаётся вне осознания многими, проблема вытеснения либерально-рыночной модели из системы образования не обсуждается, хотя приверженность ей обрекает Россию первоначально на статус криптоколонии
1
, а в дальнейшем — на расчленение и переходе обломков под власть транснациональных корпораций (ТНК), чьи коммерческие интересы связаны с эксплуатацией природных ресурсов тех или иных регионов нашей страны. Чтобы не быть голословным в утверждении о не 1
Термин введён в лексикон политологии Дмитрием Галковским. Термин указывает на фактическую колонизацию государства при наличии у него всех формальных признаков суверенитета, осуществляемую в обход контроля сознания большинства представителей этого общества и, прежде всего, — решающего большинства его правящей элиты. В этом случае политика государства-криптоколонии, включая экономическую, при наличии всех формальных атрибутов суверенитета, будет подчинена интересам иностранных государств или интересам собственников и директоратов транснациональных корпораций точно также, как ив том случае, если бы страна юридически была колонией, а её государственность была административно подчинена тем или иным внешнеполитическим силам.

6 состоятельности социолого-экономического образования, ориентированного на обслуживание либерально-рыночной экономической модели, сошлёмся на реальный факт. Студентам второкурсникам, обучающимся по специальности государственное и муниципальное управление, было предложено написать сочинение по тематике организации управления в жизни общества. Среди вопросов, которые им предлагалось осветить, был такой Экономика (народное хозяйство) как ОБЪЕКТ управления. В группе из 25 человек 7 человек написали, что экономика это — СУБЪЕКТ управления, обосновывая это утверждение тем, что от неё в жизни общества зависит всё
1
. Остальные написали поэтому вопросу нечто невнятное. И хотя все они успешно сдали такой предмет как теория управления, предложенное им задание выявило, что они неспособны взглянуть на народное хозяйство страны как на объект управления и неспособны мыслить управленчески по отношению к задаче инновационного развития народного хозяйства в интересах страны. Студенты, обучающиеся по специальностям финансово-экономического профиля вряд ли напишут лучше, поскольку в стандартных курсах экономической теории, предлагаемых Министерством образования и науки РФ в качестве обязательных, задача управления социально-экономической системой государства по полной функции управления не рассматривается. Соответственно, став с таким миропониманием, сформированным системой образования, госчиновниками, менеджерами в бизнесе, они не смогут обес-
1
Выдержки из сочинений, в которых высказан и обосновывается этот тезис Мне кажется, что экономика является субъектом, а не объектом управления над народом. Ведь большая часть экономики — это нефть, газ и прочие полезные ископаемые, от которых зависит рынок страны, на котором находится потребитель, те. народ. Экономика является субъектом управления. Всё государство и вся предпринимательская деятельность держится на экономике. Экономика является составной частью управления. Немы правим экономикой, а экономика правит нами. Мне кажется, что экономика как объект — это вымысел людей. Максимум, человек может немного направить экономику в нужное ему русло. Нона самом деле экономика — это субъект управления, который правит НАМИ, со своими законами, со своими правилами. Экономика является субъектом управления. Вся предпринимательская деятельность, и деятельность государства держится на экономике. Экономика является субъектом управления. Вся предпринимательская деятельность и деятельность государства держится на экономике. Без экономики у нас многого бы не было. Немы правим экономикой, а экономика правит нами. Экономика тоже управляет людьми, поэтому я не совсем согласна, что экономика является объектом. У насесть природные ископаемые. И благодаря им наша экономика процветает. От экономики зависит рост ценна продукты, и это также управляет людьми. Экономика — субъект управления. Экономика диктует рост цена значит, экономика правит обществом, а не наоборот. От экономики зависит материальное положение страны в целом. Те. авторы этих сочинений психологически, мировоззренчески состоялись как невольники и заложники неподвластной им экономики, управляемой другими. Ив перспективе они — выпускники факультета государственного и муниципального управления, те. — будущие госслужащие, многие из которых будут делать административную карьеру на основе миропонимания, сформированного учебными программами, навязанными системе высшего образования Министерством образования и науки.
2
Полная функция управления — термин достаточно общей теории управления (ДОТУ см. далее раздели более обстоятельно — постановочные материалы учебного курса ДОТУ [45]. Полная функция управления включает в себя следующие этапы её реализации в управленческой практике 1) выявление проблем,
2) целеполагание в отношении их разрешения, 3) выработку концепции достижения намеченных целей,
4) внедрение концепции в жизнь, 5) текущее правление в соответствии с принятой концепцией, 6) совершенствование концепции по мере необходимости, 7) высвобождение ресурсов из завершённых процессов управления по достижении целей либо после краха соответствующего процесса управления.

7
печить экономический суверенитет РФ и её инновационное развитие не по злому умыслу, а потому, что их этому не научили, а выработать с нуля знания и навыки, необходимые для решения задачи, поставленной Президентом РФ на
Госсовете 18 сентября 2014 г, будучи загруженными делами по месту будущей работы, в подавляющем большинстве они не смогут. Тем более не поможет этому и отдание предпочтения при подборе кадров тем, кто получил финансово-экономическое, управленческое и юридическое образование в престижных вузах Запада. Среди индикаторов решения поставленных задач, предлагаемых в проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года Инновационная Россия — 2020», опубликованном Минэкономраз- вития в 2010 г, есть и такие [53]: Наименование индикатора
2010 2016 2020 Доля государственных служащих, получающих ежегодно дополнительное образование за рубежом
0,1 %
1 %
3 % Доля лиц, занимающих должности руководителей высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, получивших высшее профессиональное образование за рубежом
> 0,5 %
4 %
12 % При этом обратим внимание на то, что в приведённом выше фрагменте таблицы индикаторов решения поставленных задач впервой строке речь идёт о получении госслужащими за рубежом дополнительного образования, а во второй — о получении профессионального высшего образования за рубежом, что по умолчанию подразумевает отдание предпочтения тем кандидатам на должности высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы, которые получили первое высшее профессиональное образование за рубежом. Остаётся только предполагаемые 12 % зарубежных агентов влияния получивших профессиональное образование за рубежом, продвинуть на наиболее значимые должности и — о реальном суверенитете России можно будет на некоторое время забыть по причине целесообразности полученного ими образования по отношению к решению вполне определённых задач, несоответствующих интересам народов России. Те. нельзя жить чужим умом. Это означает, что задача модернизации страны с выходом в режим устойчивого инновационного развития в настоящее время не обеспечена прежде всего деятельностью Министерства образования и науки, поскольку навязываемые его руководством образовательные стандарты в области социально-экономи- ческого управления де-факто ориентированы на решение прямо противоположной задачи поддержание режима криптоколониальной эксплуатации России с целью её последующего расчленения и сдачи её регионов под власть ТНК соответственно их коммерческим интересам 1
Контрольных параметров социально-экономической системы РФ.
2
Это полезно при условии, что базовое образование в Отечестве — жизненно состоятельно, что подтверждается незнающим исключений принципом практика — критерий истины.
3
Именно такую политику и проводят ТНК и государства Запада в отношении Украины после государ-

8 Тем не менее, вне зависимости от позиции Министерства образования и науки, решать задачу модернизации экономики с выходом в режим устойчивого инновационного развития надо. Поэтому предлагаемая вниманию читателя работа освещает проблематику управления социально-экономическими системами с позиций достаточно общей теории управления (ДОТУ) [45] в русле решения задачи построения социально-ориентированной экономики, устойчиво развивающейся на инновационной основе в преемственности поколений и обеспечивающей экономическую безопасность государства и общества на наивысшем уровне. ственного переворота в феврале 2014 г, целью осуществления которого было — обеспечить доступ ТНК к сланцевому газу и нефти, к чернозёмам. Номинально суверенитет сохраняется, но госаппарат ив особенности спецслужбы наводнены консультантами-иностранцами, финансово-экономический суверенитет утрачен по причине искусственно организованного краха реального сектора и назревшего банкротства государственности вследствие разрушения внутреннего денежного обращения и отрицательного сальдо внешней торговли.

9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

перейти в каталог файлов
связь с админом